Юзабилити сайта: что это
В статье мы подробно рассказываем, что такое юзабилити, простыми словами и говорим о его принципах.
Юзабилити (usability) — это характеристика, отражающая степень удобства использования того или иного интерфейса. По ней оценивают, насколько пользователю комфортно работать с продуктом и просто ли ему достичь своей цели. Соответственно, юзабилити сайта — это способность веб-ресурса быть используемым, понятным и привлекательным для посетителя. Если на сайте присутствует много лишней информации, у него запутанная структура, а текст и кнопки все время прыгают, человеку будет сложно найти то, за чем он пришел. В таком случае клиент просто закроет страницу и уйдет к вашим конкурентам — туда, где о его комфорте позаботились. А поскольку конкуренция в интернете крайне высока почти в любой нише, низкий показатель юзабилити способен похоронить даже самый перспективный веб-проект. О важном значении этого параметра мы подробно расскажем в конце статьи.
Если же говорить простыми словами, юзабилити — это то, насколько интерфейс удобен и понятен для людей.
Изображение от Freepik.Вы наверняка замечали, что большинство современных сайтов похожи друг на друга: меню находится сбоку или сверху, вход в личный кабинет и корзина — в правом верхнем углу, при нажатии на логотип открывается главная страница, а закрыть окно с онлайн-чатом можно, кликнув на крестик. Одни и те же компоненты повторяются из проекта в проект, но почему? Все дело в пользовательских паттернах. Т. е. действиях, которые интернет-пользователи привыкли совершать на веб-ресурсах того же типа, что и ваш. Если дизайн (не визуальное оформление, а именно расположение элементов) на новом для пользователя сайте будет знаком ему из опыта общения с другими ресурсами, он сориентируется на нем гораздо быстрее, а значит, быстрее достигнет цели. Словом, это следование принципам юзабилити, а не простое копирование интерфейса.
Чтобы добиться высокого юзабилити, веб-сайт должен обладать узнаваемым и современным дизайном, очевидной навигацией, качественным и структурированным контентом, а также давать пользователю обратную связь и возможность исправления ошибок. Ниже мы расскажем о нескольких конкретных правилах, которые важно соблюдать для улучшения опыта.
Чем больше действий человеку необходимо предпринять, чтобы получить желаемое, тем меньше вероятность, что он это сделает. Это правило работает во всех сферах жизни — и интернет-серфинг не исключение. Здесь действие — это клик, поэтому их количество нужно нещадно сокращать. Оптимальное число нажатий — три. То есть, от главной страницы вашего сайта до любого его раздела (и обратно) пользователь должен добираться не больше, чем за три клика. Конечно, это не строгая цифра, но для лучшего юзабилити стоит продумывать структуру, ориентируясь на нее.
Правилом трех кликов следует руководствоваться также при создании форм и планировании «маршрута», которым посетитель приходит к совершению целевого действия. Простой путь — выше конверсия, сложный — выше процент отказов. То же с формами обратной связи и регистрацией: старайтесь свести количество полей к минимуму, иначе человек бросит заполнение на полпути или вовсе закроет страницу, не написав ни слова.
Изображение от Freepik.У интернет-ресурсов становится все меньше времени на то, чтобы успеть заинтересовать пользователя, поэтому терять драгоценные секунды из-за долгой загрузки страницы — настоящее расточительство. Ответьте себе: стали бы вы ждать открытия сайта или приложения дольше 2-3 секунд? Скорее всего, нет. Медленные веб-проекты нас раздражают, а это напрямую влияет на юзабилити. Если клиенту приходится ждать, пока загрузится контент, вероятность его ухода растет вместе с длительностью этого ожидания. Простыми словами, пользователю будет легче закрыть медленный сайт и найти быстрый, чем дождаться отклика. Ускоряйте загрузку, чтобы не терять лояльность аудитории. В отличие от предыдущего правила, три — это строгая цифра, которая является порогом для того, чтобы юзабилити считалось хорошим. В идеале нужно стремиться к одной или двум секундам.
Посетитель приходит на сайт за определенной информацией. Чем раньше он ее получит, тем лучше, поэтому все главные детали должны предоставляться в первую очередь. Принцип перевернутой пирамиды заключается именно в этом: важность контента убывает пропорционально тому, как снижается его позиция на странице и увеличивается уровень вложенности. Соответственно, самую важную информацию необходимо располагать как можно выше и ближе к начальной странице. Вы сами определяете, в каком порядке ее подавать, но для юзабилити лучше, когда нужный пользователю контент находится на видном месте — там, где он точно его заметит.
Говоря простыми словами, сначала — суть, а потом уже — подробности.
Данное правило относится к расположению интерактивных элементов на странице. Пол Фиттс вывел его в далеком 1954-м году. Он провел эксперимент, в котором обнаружил зависимость между временем достижения цели и тем, насколько далеко она находится и насколько маленькой является. Простыми словами, в крупную и близкую мишень легче попасть, чем в мелкую и далекую — логично. Это означает, что целевые кнопки, ссылки и другие кликабельные компоненты необходимо делать больше и располагать ближе друг к другу, чтобы пользователь мог быстрее их нажать (достигнуть цели). Но тот же эксперимент показал, что увеличивать размер целей и уменьшать расстояние между ними выгодно лишь до определенного момента — после чего эта зависимость практически перестает иметь значение. Таким образом, если кнопка уже достаточно крупная, нет смысла делать ее еще больше — юзабилити это не улучшит.
Якоб Нильсен — всемирно известный специалист по проектированию интерфейсов. Еще в 80-х годах он сформулировал десять принципов юзабилити, которыми до сих пор руководствуется большинство UX-дизайнеров. Кратко они звучат так:
В статьях по интернет-маркетингу термин «юзабилити» встречается очень часто, и это неспроста. Он является одной из важнейших характеристик при оценке качества сайта. В начале мы сказали, что низкое значение этого параметра способно привести к росту отказов и потере клиентуры. Если сайтом неудобно пользоваться, человек не станет мучиться и уйдет на тот веб-ресурс, который способен решить его задачи быстро и без лишних движений. Но на этом влияние юзабилити не заканчивается.
Плохо продуманный интерфейс ухудшает поведенческие факторы, а значит, страдает и поисковая оптимизация. Системы поиска вроде Google и Яндекса строго блюдут за качеством ресурсов, которые попадают в топ выдачи. Если с вашего сайта посетители уходят слишком часто, то роботы поисковиков воспринимают это как сигнал о его неактуальности, непривлекательности и бесполезности для интернет-пользователей. А в таком случае выдавать на него ссылку невыгодно самой системе.
Кроме того, удобство пользования веб-сайтом напрямую отражается на конверсии. Когда все элементы страницы расположены правильно, информация подается в порядке ее ценности для посетителя, контент быстро загружается и человеку нужно совершить минимум действий для достижения цели, то вероятность этого события увеличивается в разы. Хорошее юзабилити равняется высокой конверсии, лояльности аудитории, доверию поисковых систем и, конечно, увеличению посещаемости.
Чтобы узнать юзабилити своего веб-проекта, можно провести тестирование или заказать аудит у специалистов. В статье мы постарались простыми словами объяснить, что это за показатель и по каким критериям он оценивается.
Автор: ЕвробайтПоделиться
Крауд-маркетинг — это продвижение бренда в сети с помощью ненавязчивых и «полезных» для его целевой аудитории рекомендаций и отзывов на тематических площадках и с исключением прямой рекламы.
MySQL — это реляционная система управления базами данных. Ее работа сводится к созданию таблиц, в которых информация разбита по категориям, и настройке связей между данными.
Одним из критериев оценки юзабилити сайта является удобство всех его элементов навигации, в том числе ссылок.
On our site you can pay
for services with cryptocurrency
Надёжные VPS серверы с посуточной оплатой в России и Европе.
От 10 ₽ в день!
Арендовать виртуальный сервер