Что такое демаркетинг простыми словами
О том, зачем нужен демаркетинг, как реализуется на практике, какие инструменты при этом используются, а также о его типах и стратегиях читайте в нашей статье.
Если спрос превышает предложение или исходит не от тех, кому оно адресовано, а также если он негативно сказывается на обществе в целом, бизнес или государство искусственно ограничивают доступ к востребованным товарам/услугам с помощью демаркетинга. Результатом такой методики становятся уменьшение оборотов и потребительской активности, снижение популярности конкретного предложения или целого сегмента рынка. Поскольку для бизнеса это означает сознательный отказ от продаж, а значит и прибыли — основной цели любой коммерческой организации, — к демаркетингу прибегают крайне редко. Такая необходимость возникает, главным образом, после ошибок, допущенных при разработке или реализации продукции. Например, если реальный интерес аудитории оказался гораздо выше, чем было просчитано, и теперь товара попросту на всех не хватает. Или если исследование целевых клиентов проводилось недостаточно тщательно, и услугой заинтересовались не те люди, на которых она была рассчитана. В итоге демаркетинг все равно приносит бизнесу пользу, хоть и радикальными методами. Он помогает удержать компанию на плаву, когда она не справляется с собственным «успехом».
В государстве же политика демаркетинга проводится с целью улучшения жизни граждан, сохранения природных богатств, сокращения гиперпотребления определенной категории товаров и т. д. К государственному демаркетингу относятся предупреждения о вреде, которые печатают на сигаретных пачках, возрастные ограничения на употребление алкоголя, а также повышение налогов на реализацию табачной и алкогольной продукции.
Определение демаркетинга прямо указывает на его конечную цель: снизить спрос на товар или услугу. Но для чего конкретно это нужно? Как мы уже сказали, есть несколько ситуаций, в которых этот инструмент становится необходим
В зависимости от степени сдерживания спроса, выделяют следующие виды демаркетинга:
Принято выделять три типа стратегий. Они отличаются подходами, которые используются для реализации демаркетинга. Согласно такой классификации, он бывает:
Как мы уже сказали, существует множество способов для реализации демаркетинга на практике. Рассмотрим самые популярные:
Два этих направления часто путают из-за схожести их задач и методов. Чтобы понять разницу, важно держать в голове, что демаркетинг — это действия, направленные на снижение спроса самим предпринимателем. Т. е. бизнес собственноручно сокращает количество аудитории, отказывается от продаж, меняет позиционирование, ограничивает рекламные кампании. Однако он делает это ради сохранения своей репутации или удержания себя на плаву. Проще говоря, цель демаркетинга — принести пользу.
Задача контрмаркетинга, напротив, заключается в дискредитации продукции или всего бренда из соображений конкуренции. Конкурирующие фирмы заказывают негативные отзывы о конкурентах у фрилансеров, выпускают рекламу, недвусмысленно намекающую на превосходство их собственных товаров над товарами компаний-конкурентов, и всеми силами пытаются если не потопить, то хотя бы подмочить репутацию чужого бизнеса. В итоге цель вроде та же — снизить спрос, однако конечные намерения прямо противоположны.
Отметим также, что не стоит путать демаркетинг и ремаркетинг. Последний является разновидностью маркетинга, нацеленной на то, чтобы вернуть посетителя
Несмотря на то, что в теории применение демаркетинга считается крайней мерой, на практике мы встречаемся с ним довольно часто. Например, всем известная компания Apple регулярно повышает цены на свою технику, т. к. спрос на ее продукцию растет с каждым годом. Демаркетинг помогает ей сдерживать этот рост
Другой заметный пример — люксовые бренды вроде Louis Vuitton или Gucci. Они производят товары «не для всех», реализуют их по высоким ценам, чем отсеивают нецелевую аудиторию.
Абсолютный демаркетинг в исполнении Samsung наблюдал весь мир, когда в линейке смартфонов Galaxy Note был обнаружен брак: при перегреве аккумулятора устройство просто взрывалось. Компании пришлось срочно отзывать товар с рынка.
В повседневной жизни мы тоже сталкиваемся с инструментами демаркетинга: например, при потреблении электроэнергии в собственной квартире. Государство или компании-поставщики увеличивают цены на электричество в периоды повышенного спроса — допустим, утром, когда большая часть людей собирается на работу, — и понижает в то время, когда спрос ниже. Ночью электроэнергия дешевле, и многие используют ее, чтобы, к примеру, запустить стиральную машинку
Демаркетингом называют деятельность, противоположную маркетингу, т. е. преследующую цель уменьшить интерес аудитории к бренду или его предложению. При этом проводятся обратные маркетинговые мероприятия: повышение стоимости вместо понижения, ограничение рекламы вместо активного продвижения, сокращение количество клиентов вместо расширения аудитории и т. п. Demarketing бывает разных видов и использует разные стратегии реализации, но всегда позитивно влияет на бизнес в целом. Значение демаркетинга сложно переоценить, поскольку иногда только он способен сохранить репутацию компании.
Автор: ЕвробайтПоделиться
Рассылка электронных писем позволяет компаниям поддерживать контакт с аудиторией, сообщать ей о новых акциях, делать персональные предложения, делиться полезными материалами.
Зерокодинг — это способ создания цифровых продуктов без непосредственного написания программного кода. При таком подходе сайт или другой ИТ-продукт разрабатываются с помощью готовых решений.
BI-разработчик — это технический специалист, который приводит разрозненные бизнес-данные к понятному и удобному виду с помощью специальных программных инструментов.
On our site you can pay
for services with cryptocurrency
Надёжные VPS серверы с посуточной оплатой в России и Европе.
От 10 ₽ в день!
Арендовать виртуальный сервер