KPI — что это простыми словами
Методика кипиай предполагает разработку и внедрение определенных критериев оценивания работы. С их помощью рассчитывается процентное соотношение между запланированными результатами и фактически достигнутыми. От полученного коэффициента зависит размер оплаты, которую выдадут человеку, ответственному за выбранные показатели. В статье мы расскажем, зачем используют KPI, и объясним формулу его подсчета.
Главное назначение такой системы заключается в улучшении производительности бизнеса. Сюда входит множество задач. KPI упрощает и делает прозрачным процесс по измерению результатов труда, что позволяет справедливо распределять премии между работниками. Это в свою очередь стимулирует и мотивирует их на достижение ключевых целей компании. Кроме того, кипиай дает возможность составлять прогнозы, планировать объемы и темпы продаж, выявлять изъяны и слабости в производстве и своевременно их устранять. У этой системы есть немало преимуществ, и, хотя она не совершенна, со своими функциями отлично справляется. Тем не менее параметры KPI применимы не везде и не всегда.
Прежде чем внедрять кипиай в работу, нужно провести беседу с персоналом. Это большие перемены, ведь изменится система оплаты труда, придется создавать новую документацию, обучать людей. Теперь размер заработной платы сотрудника будет напрямую зависеть от эффективности его работы, и не все воспримут такие перемены положительно. Необходимо донести, что это полезно в первую очередь для них.
Важным условием для того, чтобы внедрить этот метод оценивания в деятельность целого подразделения или отдельного сотрудника, является непосредственное влияние их труда на экономические показатели организации. Другими словами, вводить кипиай следует для тех людей, от чьей работы зависит прибыль фирмы: в страховом деле это агенты, в управлении персоналом — «кадровики», в продажах — менеджеры, операторы в колл-центрах и так далее. Соответственно, в список согласованных критериев не должны входить так называемые «случайные» показатели, то есть те, которые не влияют на размеры доходов компании. Если вы введете KPI на дресс-код, то вместо методики по повышению эффективности получите высокоточную систему штрафов, а это не обрадует ни одного работника.
В интернете есть немало CRM-систем (Customer Relationship Management), с помощью которых можно без проблем провести нужные вычисления. Однако подобное программное обеспечение бывает неприменимо для специфичных KPI. Несмотря на то, что существуют общие ключевые индикаторы, подходящие большинству видов бизнеса, под некоторую деятельность кипиай необходимо подстраивать. В небольших компаниях использование CRM может быть нецелесообразно, в таком случае расчеты производятся в Excel или в Google-таблицах. Ниже вы узнаете, как сделать это правильно.
Для начала вам потребуется определить стратегические цели и разработать в соответствии с ними собственные критерии оценивания. Каждый такой параметр будет неотрывно связан с конкретным бизнес-результатом. Например, чтобы измерить эффективность работы интернет-маркетолога, можно использовать следующие показатели:
Один из принципов KPI под названием «10/80/10» гласит, что компании достаточно определить по десять ключевых индикаторов эффективности и результативности и восемьдесят производственных показателей. Все они должны быть соотнесены со стратегией предприятия и поставленными им целями. На практике их чаще всего разрабатывают в количестве 5/10/5.
Следующим шагом будет создание специальной матрицы, в которую необходимо внести пять маркеров: факт, база, норма, цель и вес. Каждый из них должен выражаться в числовом значении.
Факт отражает фактический результат проделанной работы, а в базе указывается допустимый минимум, то есть уровень, при недостижении которого труд персонала равняется нулю. Норма — это запланированный результат, который ожидается от каждого сотрудника. Цель превышает значение нормы, поскольку это показатель, к которому нужно стремиться. Вес KPI показывает приоритет отдельно взятого индикатора — то, насколько он важен в процессе подсчета. Будьте внимательны: значение этого маркера не должно быть больше единицы.
Все эти числа выставляются для каждого ключевого показателя отдельно.
Выберите несколько критериев, по которым будет производиться оценка специалиста или подразделения. Для простоты примера мы возьмем только два из перечисленных выше параметров: число посетителей (KPI 1) и количество отзывов (KPI 2). Расставим приоритетность: 1 и 0,5 соответственно.
Формула индекса KPI выглядит следующим образом:
((Факт – База)/(Норма – База)) * 100% = коэффициент результативности.
Допустим, для нашего интернет-маркетолога была обозначена норма в 1 500 посещений сайта в месяц, а фактически веб-ресурс посетили 1 600 человек. При условии, что базой являлось количество в 1 000 посещений, мы получим такой пример: ((1600 – 1000)/(1500 – 1000)) * 100% = 120%. Результативность сотрудника по выбранному показателю превышает сто процентов, а это значит, что он оправдал ожидания руководства. Теперь перейдем ко второму критерию оценивания.
Условимся, что нормой для количества положительных отзывов является число 20. По факту мы имеем 15, а база — 10. Считаем: ((15 – 10)/(20 – 10)) * 100% = 50%. С этой задачей специалист справился хуже, однако ее приоритет ниже, чем у первой. Чтобы определить конечный результат, переведем 50% в десятичную дробь и получим 0,5. Это число умножаем на вес данного KPI: 0,5 * 0,5 = 0,25. Итого задача выполнена на 25%.
Далее нам необходимо рассчитать общий коэффициент, для этого делим сумму результатов на количество задач: (120% + 25%)/2 = 72,5%. Это дает нам понять, что интернет-маркетолог выполнил план не полностью.
Есть несколько принципов организации оплаты труда по системе кипиай. Вы можете заранее установить премиальные коэффициенты для определенных индексов KPI: например, при выполнении плана меньше чем на 70% премия не выплачивается совсем, при значении от 71-го процента до 75-ти коэффициент премии составит 0,5, от 75-ти до 80-ти — 0,6 и так далее. Если компания занимается продажами, каждому менеджеру можно начислять процент от продаж, который будет расти или падать в зависимости от процента реализации плана.
Согласно третьей схеме, тот процент, на который сотрудник выполнил план, отражает и процент премиальной части зарплаты. Предположим, интернет-маркетолог имеет заработную плату в размере 50 000. Из них постоянная часть (оклад) — 30 000, а переменная — 20 000. При выполнении плана на 72,5% специалист получит полный оклад и 72,5% от премии. Рассчитаем процент: 20000 * 0,725 = 14500. Итого зарплата сотрудника составит 44 500.
Изначально методика кипиай применялась только в продажах. Теперь ее используют повсеместно, поскольку она помогает упростить, улучшить и сделать более объективным процесс оценивания деятельности компании. Однако, как мы уже сказали, не во всех сферах бизнеса внедрение этой системы будет оправдано.
KPI не подходит для творческой работы: труд художников, музыкантов, писателей и других людей искусства обычно не поддается такому строгому математическому измерению. Не следует также внедрять ключевые показатели эффективности в те отделы, от чьих действий зависят другие: сисадмины, электрики, сантехники и прочие специалисты, в задачи которых входит устранение различных неполадок.
Кроме того, KPI рассчитан, скорее, на крупные фирмы. Если у вас небольшая организация, то с его целями руководители могут справиться самостоятельно. Однако при масштабировании производства, расширении штата и увеличения денежных оборотов внедрение этой методики окажется более чем полезным.
Ниже мы подскажем, какие ключевые индикаторы можно использовать в разных направлениях бизнеса.
KPI-метрика для кадровой службы предусматривает множество специфичных показателей. Здесь необходимо учитывать текучесть кадров, скорость заполнения вакансии (период от поступления заявки до выхода сотрудника на работу), количество увольнений и уволившихся по собственному желанию, число пропусков. Отдел кадров анализирует степень удовлетворенности условиями труда, вовлеченность работников в деятельность организации, нарушения трудовой инспекции и многое другое.
Ключевые индикаторы эффективности в производстве могут быть следующими:
В этой сфере по системе KPI оценивается не только количество проделанной работы, но и ее качество. Здесь можно отслеживать личную конверсию каждого сотрудника (отношение реальных клиентов к потенциальным), рассчитывать средний чек, контролировать количество возвратов. Параметры оценки могут также включать:
Этот сегмент значительно влияет на результат работы компании, поэтому здесь внедрение KPI необходимо. Если вы не будете следить за тем, насколько рекламная кампания окупает вложенные в нее средства, то не сможете ее скорректировать, оптимизировать для достижения поставленных целей и потратите деньги зря.
Для оценки работы маркетологов применяют такие показатели:
Кипиай подойдет и для оценки работы операторов службы связи. Ключевыми параметрами могут стать:
Система KPI не лишена минусов: она сложна и к ее внедрению стоит подходить со всей серьезностью — лучше всего привлечь к этому профессионала. Только если вы будете использовать ключевые показатели эффективности с умом, они принесут огромную пользу вашей компании и позволят извлечь максимум возможностей из имеющихся ресурсов.
Автор: ЕвробайтПоделиться
Agile — это комплекс методик управления проектом, направленных на получение качественного продукта в короткие сроки с помощью особой организации рабочего процесса.
Каким бы безупречным ни казался вам ваш проект, без грамотного SEO-продвижения у него мало шансов привлечь внимание. В этом обзоре мы расскажем о лучших SEO-плагинах, предлагаемых WordPress.
Git — это система, которая позволяет сразу нескольким разработчикам сохранять и отслеживать изменения в файлах вашего проекта.
On our site you can pay
for services with cryptocurrency
Надёжные VPS серверы с посуточной оплатой в России и Европе.
От 10 ₽ в день!
Арендовать виртуальный сервер