Что такое рентабельность
Разбираем виды рентабельности, способы ее повышения и формулы расчета в данном материале.
Когда хотят узнать, насколько эффективно используются ресурсы компании, вычисляют коэффициент рентабельности. Он представляет собой отношение прибыли к инвестициям, которые были вложены в проект для ее получения. Коэффициент можно выразить двумя способами:
Простыми словами, рентабельность — отношение прибыли к затратам. В общем виде она рассчитывается по формуле:
R = П / X * 100%,
где R является рентабельностью, П — прибылью, а X — вложенными или заработанными средствами (себестоимость, капитал, выручка и т.д.).
Для каждого объекта при расчете инвестиционной окупаемости переменные «прибыли» и «вложений» имеют специфический характер. Если нужно оценить рентабельность товара или услуги, под прибылью будет подразумеваться разница между размерами доходов и расходов компании, а под вложенными средствами — себестоимость товара, в которую входят аренда помещения, зарплата сотрудников, затраты на сырье, амортизация и многое другое.
Разберем применение формулы на примере. Годовая прибыль компании составила 2 млн рублей. На материалы, производство, маркетинг и другие вложения было потрачено 6 млн рублей. Делим 2 млн доходов на 6 млн себестоимости, затем умножаем на 100 и получаем рентабельность в размере 33%. Таким образом вычисляется прибыль, приходящаяся на каждый потраченный рубль.
Прибыльной считается сфера, в которой объем производства или выручки полностью покрывает затраты компании и приносит доход, то есть превышает порог рентабельности. Чтобы оценить уровень рентабельности своего бизнеса, необходимо сравнивать его коэффициент с показателями конкурентов.
Оценку эффективности компании производят по показателям рентабельности разных частей бизнеса в сумме. Вне зависимости от объекта при вычислении рентабельности всегда сравниваются первоначальные вложения с теми результатами, которые они смогли принести. Инвестиционную привлекательность компании можно оценить, зная чему равны коэффициенты рентабельности:
Активы компании — состав и стоимость принадлежащего ей имущества: здания, материалы для производства, оборудование, средства и так далее. Чтобы оценить эффективность их использования, рассчитывается коэффициент ROA. Когда рентабельность активов становится отрицательной, предприятие начинает работать в убыток. Высокие показатели коэффициента наоборот означают, что активы используются эффективно. ROA является отношением чистой прибыли к стоимости активов:
ROA = П / ЦА × 100%,
где П — прибыль, полученная за определенный отрезок времени; ЦА — средняя цена активов, числящихся на балансе компании в этот же период.
ROS — показатель, который позволяет оценить сколько денежных средств от количества проданной продукции является прибылью компании. Он передает ценовую политику бизнеса и его способности контролировать затраты. Коэффициент определяется как отношение чистой прибыли к величине выручки, данные для анализа имеют ограничения по времени:
ROS = NI : S,
где NI — чистая прибыль, S — выручка.
Необходимо постоянно следить за рентабельностью продаж. Если ROS со временем становится ниже, значит падает доход от реализации продукта на рынке. Кроме того данный коэффициент можно использовать для расчета будущей прибыли, если знать, какой объем продукции компания планирует продать в определенный период времени.
Вложения в проект могут быть самыми разными, например внешние инвестиции — вклад в стартап, или внутренние — в проведение маркетинговой акции. ROI позволяет понять является бизнес доходным или убыточным: стоит ли вкладывать в него средства или принимать предложение о покупке компании. С помощью РОИ можно избавиться от неэффективных вложений в бизнес и выбрать наиболее перспективные инструменты для его развития. Например заменить убыточную наружную рекламу на таргетированную рекламу в сети с высоким показателем окупаемости. Рентабельность инвестиций представляет собой отношение годового денежного оборота проекта к сумме инвестиций в него:
ROI = CF / I,
где CF — годовой оборот средств, а I — уровень инвестиций.
Когда важно оценить перспективность нового бизнеса и понять, стоит ли его начинать и вкладывать в него деньги, рассчитывается рентабельность проекта. Она является отношением потенциальной прибыли компании ко всем затратам на запуск производства:
Rп = Сб / Си,
где Сб — стоимость бизнеса, Си — сумма инвестиций.
Владелец любого бизнеса стремится к оптимизации бюджета и хочет получить наибольшую прибыль с наименьшими рисками и затратами. Повышать рентабельность означает своевременно реагировать на внешние и внутренние изменения на рынке, снижать затраты на производство и продвижения товара/услуги и увеличивать продажи. Несколько инструментов для повышения рентабельности:
Рентабельность — универсальный показатель, который позволяет эффективно управлять бизнесом и всеми его процессами: от производства до формирования цен на продукцию. Если следить за изменениями показателей коэффициентов, можно оптимизировать расходы компании, оценить перспективы ее развития и начать новый успешный бизнес.
Автор: ЕвробайтПоделиться
Валидация — это проверка продукта, оборудования или процесса на соответствие ожиданиям пользователя. О том, когда проекту необходима проверка, рассказываем в данном материале.
Сквозная аналитика (СА) — это техническое решение, которое позволяет собрать данные из всех рекламных кабинетов, CRM-систем, онлайн-чатов, колл-трекингов в одном месте.
Капча — это защитный код, который автоматически генерируется на сайтах, чтобы определить, кем является пользователь: человеком или роботом.
On our site you can pay
for services with cryptocurrency
Надёжные VPS серверы с посуточной оплатой в России и Европе.
От 10 ₽ в день!
Арендовать виртуальный сервер